07.11.2018 01:01

Сметное нормирование в России – краткий исторический экскурс

Сметное нормирование в строительной отрасли – один из важнейших элементов, посредством которого регулируются экономические взаимоотношения между подрядчиком и заказчиком строительно-монтажных мероприятий.



Первые ростки системы сметного нормирования на территории нынешней России можно датировать 1811-1812 годами. В этот период разрабатывались Урочные реестра объектов гражданского строительства и смежных военных мероприятий. В указанных документах регламентировались расходные нормы по строительным материалам, транспортным расходам и рабочей силе. Последующие уточнения готовых Урочных реестров проводились за счёт нормативных наблюдений.

По их результатам, а также с учётом статистических данных, сформировали общий нормативный сметный сборник в редакции от 1832 года, получивший названием «Урочное положение». Согласно указанному заголовку, в документе учитывались все работы, связанные со строительством крепостей, гидротехнических объектов и государственных учреждений.

В последующем Урочное положение неоднократно корректировалось, пересматривалось, информация регулярно уточнялась, нормы сокращались. Дополненный вариант нормативного документа получил правительственное утверждение лишь в 1869 году. Необходимо акцентировать внимание на том, что сметные документации настолько высокого уровня, не было ни в одном уголке нашей планеты.

Спустя несколько десятилетий, в 1920-х годах по факту завершения Октябрьской революции, власти предпринимали несколько попыток адаптации Урочного положения к новой действительности. Коренным образом ситуация изменилась лишь в период 1927-30 –х годов, когда была представлена обновленная версия сметной нормативной базе, которая оказалась существенно переработанной, как по содержанию, так и по форме. Документ получил название «Свод производственных строительных норм».

Следующее радикальные изменения в системе сметного нормирования датированы 1955-56 годами. Именно в этот период помимо Строительных норм и СНиПов сформировались сметные нормы и правила (СНиП IV). В их состав входили элементные сметные нормы, разработанные под строительные работы. Они разрабатывались посредством укрупнения и усреднения значений. В указанный период сформировались сметные цены в строительстве среднерайонного характера, в рамках которых учитывалось ряд
позиций:
  • эксплуатация строительных машин;
  • транспортировка стройматериалов и грузов;
  • цены на конструкции и строительные материалы.
Элементные сметные нормы, а также стоимость ресурсов стали основной для формирования сборников с едиными районными единичными расценками на строительные работы (ЕРЕР). Для определения стоимости монтажных работ, были разработаны ценники на монтаж стройоборудования.

Благодаря комплексному подходу впервые в истории нового государства была составлена единая государственная сметно-нормативная база по ценообразованию в строительной отрасли.

На сломе 50-60-х годов прошлого века ЕРЕР и ЭСН стали основой для создания укрупненных сметных норм:
  • ПРЗС – прейскурантные ценники для объектов недвижимого имущества, построек и зданий;
  • УСН – укрупненные сметные нормы;
  • УР – расценки с укрупненными значениями.
СНиП регулярно пересматривались, корректировались, дополнялись и совершенствовались. К обобщенному системному виру правила по расчёту сметной стоимости приобрели лишь в редакции – СНиП IV-84. В документе было около 16 глав, представлявших собой обобщенные сметные нормативы прошлых лет.



В него вошли следующие документы:
  • нормы, распространяющиеся на лимитированные финансовые затраты;
  • общие районные расценки по строительным работам (ЕРЕР-84);
  • стоимость монтажа строительного оборудования (РМО-84);
  • сметная стоимость ресурсов;
  • элементные сметные нормы по строительным работам и конструкционным решениям (ЭСН-84);
  • укрупненные сметные нормы и т.п.
СНиП IV-84 – комплексная, уникальная по объёму и наполнению сметно-нормативная база, на страницах которого насчитывалось порядка 300 тыс. цен и норм. Речь идёт о закономерном результате накопленного колоссального опыта в области сметного нормирования. Активное участие в разработке нового документа принимали аналитики и специалисты из ведущих исследовательских и научных институтов.

Как и у любого другого документа, СНиП IV-84 имел ряд недостатков. Яркий тому пример – сметно-нормативная база 1984 года, которая не учитывала интересы девелоперских и строительных компаний. Цены и нормы по строительным материалам принимались в рамках общесоюзного заседания, они жестко регламентировались, а на этапе разработки применялся метод усреднения.



В новых условиях было весьма проблематично учитывать конкретные условия выполнения работ. Государственная экономическая политика постоянно ограничивала уровень сметной стоимости строительства. Имело место быть искусственное занижение ряда статей в сметных затратах:
  • использование специализированной строительной техники;
  • затраты на оплату труда рабочих;
  • нормы по плановым накоплениям и т.п.
С приходом 1990 года СССР вступил в эпоху тотальной экономической либерализации, направленного государственного регулирования в области сметного ценообразования. Для достижения общих целей велись переговоры между сторонами заказчика и подрядчика, что в целом для страны было новой практикой.

Для упрощения договоров по ценам, требовался общий подход с целью определения стоимости строительства. Возникла острая необходимость в подготовке комплексной системы регулирования ценообразования по сметным нормативам и методам составления смет.

Начиная с 1992 года проблематикой данного вопроса занимались специалисты Госстроя России. На первом этапе писались преимущественно письма рекомендательного характера, но спустя несколько месяцев сотрудники государственной компании переключились на составление системы нормативных документов. Ценообразование основывалось на новых подходах, которые впоследствии были представлены в Своде правил СП 81-01-94.

Новый документ стал основой ценообразования в строительной отрасли:
  • порядок расчёта цен в строительной отрасли;
  • структура сметных нормативов;
  • обновленные принципы и цели в сегменте ценообразования.
В течение нескольких последующих лет положения Свода подлежали конкретизации посредством Методических указаний «МДС 81-1.99», где устанавливались требования по подготовке сметной документации и расчёта сметных цен на стройматериалы, сопутствующие ресурсы.



Методические указания и Свод заменили Методикой МДС 81-35.2004 от 2004 года. В состав нового документа внесли не только обобщенные положения по сметному нормированию и ценообразованию, но и практические советы, относительно составления сметной документации на широчайший перечень проводимых ремонтно-строительных мероприятий.

Помимо основной методики применяются обновляющиеся указания, рекомендации и письма, направляемые от представителей правительственных органов:
  • определение сметной стоимости на строительные ресурсы;
  • тонкости ценообразования в области строительства, ремонта и восстановительных работ;
  • формирование элементных сметных норм, а также разработка единичных расценок на конкретные виды мероприятий.
Что касается 90-х годов прошлого века, то сметное нормирование совершенствовалось в области разработки ресурсных сметных норм, а также показателей, укрупненных в ценниках от 1991 года. Их востребованность объяснялась популярностью ресурсного метода составления смет. Но в конце 1990-х годов цены стабилизировались, что способствовало переходу на обновленную сметно-нормативную базу от 2001 года.

Госстрой России в одностороннем порядке определял переходные этапы и содержание новой базы. Сметно-нормативную базу в строительстве разрабатывали специалисты научных организаций, представители координационных центров, специализирующиеся на строительстве, ремонте и восстановлении.

На этапе подготовки обновленных сметных нормативов учитывался накопленный ранее опыт по сметному нормированию. Что касается обновленной программы сметно-нормативной базы, в нее включили государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), а также федеральные единичные расценки (ФЕР-2001). Обобщенная методология в сочетании с государственной системой элементных сметных норм, сформировали основу для территориальных единичных расценок (ТЕР-2001).



Сборники сметных расценок подготавливаются на нескольких уровнях: отраслевом, территориальном и федеральном. Что касается федеральных сборников сметных цен, в их состав включили несколько расценок на: конструкции, готовые изделия, стройматериалы, спецтранспорт и спецтехнику. Федеральные сборники формируются исходя из условий, установленных в базовом районе – Московской области по состоянию на начало января 2000 года.

В 2004 году Госстрой Российской Федерации ликвидировали, а львиную часть его функций делегировали Министерству регионального развития. Вопросами ценообразования в сегменте строительства на региональном уровне занимаются специализированные учреждения – РЦЦС (региональные центры по ценообразованию в строительстве).

Система активно дополняется и видоизменяется и сегодня. Основными вопросами по сметному ценообразованию занимаются сотрудники Минстроя.