Предоставляя
услуги по составлению сметной документации специалистам-сметчикам, даже при использовании специализированных программно-расчётных комплексов, не всё удается автоматизировать. В реальных условиях
методы составления сметной документации зачастую предполагают «ручное» решение большинства вопросов.
Яркий тому пример – формирование калькуляции для получения обобщённого результата или выполнения предварительных расчётных данных с целью определения ключевых статей сметной стоимости проводимых работ. В ряде случаев анализируется ситуация п всему объекту. Специалисту необходимо владеть всей полнотой данных в вопросе определения и составления локальных смет.
Отличительная черта строительной продукции – высокая материалоёмкость. Неудивительно, что при структурном анализе сметной стоимости львиная доля финансовых затрат – стоимость материалов. В связи с эти, при составлении локальной сметы на строительные работы, необходимо определиться со стоимостью соответствующих материалов. Как следствие,
задача первостепенной важности – определиться со сметными ценами на материалы, изделия, а также сопутствующие конструкции.
Для выполнения столь ответственного задания Госстрой РФ предусмотрел для специалистов, участвующих в составлении смет на строительно-отделочные работы, специальные указания, разрабатываемые в варианте сборников сметных цен на материалы, а также сопутствующую транспортировку грузов. Указанная документация служит основой для разработки федеральных, территориальных, отраслевых цен на строительные материалы.
На этапе расчёта локальных смет, финансовые инвестиции на стройматериалы, учитываются в франко-приобъективном складе, и они включают в себя ряд статей:
- оптовая стоимость материалов (отпускная цена);
- стоимость сопутствующего реквизита, упаковки, а также тары;
- затраты, связанные с транспортировкой стройматериалов;
- дополнительные наценки со стороны таможенных органов, пошлин, комиссионных выплат;
- складские и заготовительные затраты со стороны подрядных компаний, организаций.
Федеральный сборник сметных нормативов и ценников на отделочные и строительные материалы, который был подготовлен в черте Московской области в уже далёком 2001 году с учётом заготовительно-складских и транспортных затрат, при этом принимались во внимание укрупненные показатели, на них приходится в среднем до 14% от оптовых цен.
На этапе формирования территориальных и региональных сборников учитываются конкретные условия ценообразования, с последующим анализом огромного пула информации:
- расходы, связанные с транспортировкой строительных материалов и сопутствующих конструкций, схемы транспортировки всего необходимого для сооружения конкретного объекта;
- финансовые наценки, формирующиеся сбытовыми и снабженческими организациями;
- оптовые ценники на стройматериалы, устанавливающиеся поставщиками и производителями.
Для формирования отпускных цен, учитываются данные из каталогов, сборников, прайс-листов и сопутствующих прейскурантов, которые публикуются компаниями-поставщиками.
Если строительные организации покупают стройматериалы, минуя посреднические структуры, у компаний-производителей, никаких наценок не устанавливается.
На этапе составления сметы расходов на строительство дома или объекта производственного характера, затраты образуют следующую структуру:
- от 70 до 73% - стоимость покупки стройматериалов по оптовым ценам;
- от 19 до 21% - стоимость транспортировки расходных и строительных материалов к возводимому объекту;
- 3% - стоимость реквизита, упаковки и тары;
- 2% - затраты, связанные заготовительно-складскими мероприятиями;
- 1% - дополнительные наценки, связанные со снабженческой и бытовой организацией.
В структуре, представленной выше, услуги по перевозке стройматериалов к объекту предполагаемых работ, располагаются на второй строчке. Как следствие, возникает острая необходимость в оптимизации транспортных схем по доставке материалов на этапе проектирования и сооружения объекта недвижимого имущества.
Часто при составлении сметы на строительство дома, учитывают затраты, связанные с погрузкой-разгрузкой материалов. Стоимость сопутствующих работ определяется территориальными сметными ценами. Что касается самых погрузочных работ, их учитывают при формировании цены на материалы.
Значения, предусмотренные правилами составления сметной документации, очень разнообразны и вариативны. В ряде случаев поставщики принимают на себя определенную часть расходов, связанных с доставкой стройматериалов конечному потребителю или покупателю.