В Щвейцарии расположен самый длинный тоннель в мире, который находится на рекордной глубине. Gotthard Base Tunnel расположен на рекордной глубине 1,6 км, длина железнодорожного пути составляет 57 км , а вместе со служебными и пешеходными ходами - 153,4 км. Строительство тоннеля продолжалось 17 лет и обошлось в 12 млрд долл.
Северный портал тоннеля расположен в Эрстфельде (кантон Ури), южный — в Полледжо (кантон Тичино). Поезда будут следовать одновременно в обоих направлениях, что увеличивает пропускную способность тоннеля, который в большей степени ориентирован на грузовые перевозки. Для обеспечения на линии скоростного режима в 250 км/ч новая магистраль Цюрих—Милан практически не имеет изгибов и проходит на высоте 500 м над уровнем моря. Это позволило сократить на 1 час время поездки, требовавшей 3,5 часа.
Готардский тоннель является также и самым глубоким в мире: максимальная высота гор над ним составляет 2300 метров.
Пропускная способность - в сутки по тоннелю будет проходить до 250 грузовых поездов с составами длиной до 730 метров и около 60 пассажирских поездов.
Длина Готардского тоннеля на три с лишним километра превышает протяженность тоннеля Сэйкан (53,85 километра), который связывает японские острова Хонсю и Хоккайдо, и почти на 7 километров — знаменитый Евротоннель под Ла-Маншем, длина которого составляет 50,4 километра.
Строительство.
На строительстве одновременно работали свыше 3500 рабочих, включая инженеров, планировщиков и геологов. Работы велись круглые сутки, семь дней в неделю. Самым сложным при строительстве, по словам инженеров, было то, что температура на большой глубине доходит до 50 градусов по Цельсию. Воздух охлаждали до 28 градусов и закачивали на глубину, чтобы рабочие могли работать в нормальных условиях.
Для проходки тоннеля в скальных породах использовались как буровзрывные работы, так и несколько тоннелепроходческих комплексов (ТПК). Тоннельный комплекс состоит из двух тоннелей (соединённых между собой галереями приблизительно через каждые 325 м), по которым поезда следуют в противоположных направлениях. Внутри тоннеля находятся две многофункциональные железнодорожные станции.
Тестовое движение.
С 1 октября 2015 года началось тестовое движение по тоннелю, которое продлилось до 31 мая 2016 года. За это время по тоннелю прошло 5000 поездов со скоростью до 275 км/ч.
По случаю запуска Готардского тоннеля монетный двор Швейцарии выпустил две памятные монеты из золота и серебра. Кроме этого, для мобильных телефонов было выпущено специальное приложение Gottardo с возможностью интерактивного изучения истории тоннеля и, при наличии специальных очков, трехмерной экскурсии по нему.